Хозяйственный суд Донецкой области в конце декабря узаконил приватизацию пяти обогатительных фабрик: «Узловская», «Красная звезда», «Комсомольская», «Украина» и «Россия».
С 1999 года их арендовала компания ДРФЦ, которую многое связывает с сыном президента Александром Януковичем. Летом 2012 года фабрики были приватизированы. Процесс был непубличным, никаких конкурсов не проводили. По просьбе арендатора на базе фабрик создали одноименные акционерные общества, чьи акции распределили между ним и Фондом госимущества. Ведомству Александра Рябченко остались меньшие доли – около 20-25%. За это оно не получило ни копейки.
Но уже через пару месяцев государство передумало. 14 ноября Министерство энергетики и угольной промышленности обратилось в Хозяйственный суд Донецкой области с просьбой отменить приватизацию. «При создании ПАО «ЦОФ «Узловская» (и других фабрик. – Forbes) и определения доли государства в его уставном капитале были допущены нарушения законодательства, в частности, необоснованно завышена доля арендатора», – сказано в письменном ответе первого заместителя Минэнергоугля Игоря Поповича, подготовленном для Forbes.
В материалах дела сказано, что истец ссылается на закон «Об управлении объектами государственной собственности», в соответствии с которым доля государства не могла быть меньше 50%. Правда, иск основан на старом варианте закона. «Указанные ограничения не распространяются на случаи преобразования арендных предприятий в хозяйственные общества», – говорится в новой редакции закона. Эту правку парламент внес в марте 2012 года – за пару месяцев до приватизации. Неудивительно, что в конце декабря суд поддержал арендатора-ответчика. Министерство обжаловало решение. Апелляция будет рассматриваться по всем фабрикам одним составом судей 13 февраля с разницей в 10-20 минут. Но шансов на победу с таким иском нет.
Почему министерские юристы играют на руку ответчику? Возможно, потому что основанная Эдуардом Прутником ДРФЦ пару лет назад обрела могущественных покровителей. Два независимых друг от друга источника на угольном рынке ранее говорили Forbes, что ее контролирует старший сын президента Александр Янукович. В его корпорации «МАКО-Холдинг» от ДРФЦ и обогатительных фабрик открещиваются. «В ответ на ваш запрос сообщаем, что Александру Викторовичу не принадлежат указанные компании», – сказано в письме пиар-службы.
Напрямую президентскому сыну действительно не принадлежит ни одна из этих компаний. Но о его близости к ДРФЦ говорят не только источники Forbes. И в ДРФЦ, и на обогатительных фабриках работают люди из ближайшего окружения Януковича, компании, на которые оформлены права собственности, входили в состав совладельцев его активов. Например, контактные данные одной из фабрик совпадают с телефоном Андрея Федорука. Сейчас он возглавляет Донецкий облсовет, а в прошлом работал генеральным директором компании МАКО, принадлежащей Александру Янукoвичу. Другая фабрика владела долей в Украинском бизнес банке, который также связывают со старшим сыном президента. С 2010 года, когда, по словам источников Forbes, ДРФЦ вошла в орбиту семьи президента, на нее посыпались заказы государственных шахт. Правку в закон, благодаря которой компания смогла получить в уставных капиталах обогатительных фабрик значительно больше, чем полагавшиеся ей 50%, 17 февраля 2012 года в Верховную раду внес лично президент Украины Виктор Янукович.
Иск Минэнергоугля – лишнее подтверждение особого отношения власти к ДРФЦ. В Украине довольно часто используется такой инструмент защиты, как решение суда, признающее приватизацию законной. Старший юрист МЮГ AstapovLawyers Максим Услистый говорит, что это снижает риск реприватизации. Судебное решение, гипотетически, может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам. Но законодательство отводит на это всего три года. «Этот срок – граничный, его невозможно продлить», – подчеркивает Юлиана Малеева, юрист Юридической группы LCF.
Иными словами, после президентских выборов оспаривать будет уже нечего. Игра стоит свеч. Общая мощность пяти обогатительных фабрик – 14 млн т угля в год, выручка за 2011 год – 670 млн грн., прибыль – 17,6 млн грн.
ФОРБС
|