Россия обещает построить нефтепровод в обход Украины, соединив одну из веток нефтепровода "Дружба" с восточноевропейскими странами. Вчера в "Транснефти" заявили о начале переговоров с трубопроводными компаниями Германии и Чехии. В российской компании инициативу связывают с планами Украины по продлению трубопровода Одесса—Броды до польского Гданьска. Оба проекта экономически нецелесообразны и свидетельствуют об ухудшении отношений между странами в энергетической сфере, считают эксперты.
Речь идет о строительстве соединения между двумя ветками нефтепровода "Дружба" в местах его прохождения по территории Германии и Чехии (см. карту). Нефтепровод "Дружба", по которому сейчас транспортируется российская экспортная смесь нефти Urals в Восточную и Центральную Европу, разделяется в Белоруссии на две ветви: северная идет через Польшу в Германию, южная — через Украину в Венгрию, Словакию и Чехию. Мощность нефтепровода — 66,5 млн т в год.
Источник "Ъ" в "Транснефти" рассказал, что строительство обходного нефтепровода позволит ежегодно транспортировать через Белоруссию дополнительные 16 млн т нефти, снизив транзит через территорию Украины на этот объем. По данным Минэнерго Украины, в 2011 году транзит российской нефти через территорию Украины в страны Западной Европы (Словакию, Венгрию, Чехию) по украинской части "Дружбы" упал на 12% или на 2,3 млн т, до 17,7 млн т.
Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в "Транснефти", инициатива компании связана с тем, что Украина намерена достроить нефтепровод Одесса—Броды до польского Гданьска, увеличив его мощность с 9 до 20 млн т (см. карту). "Часть маршрута Украина планирует пустить по "Дружбе" с последующим выходом на Польшу. Это может снизить пропускную мощность украинской части "Дружбы", и потому мы просто должны снизить наши риски",— говорит собеседник "Ъ".
В пресс-службе "Укртранснафты" (эксплуатирует украинскую часть "Дружбы") от комментариев отказались. Но высокопоставленный источник "Ъ" в Минэнерго подтвердил, что Украина действительно планирует использовать "Дружбу" в качестве транзитного направления для транспортировки каспийской нефти в Чехию, Словакию и Венгрию. "Возможно, ответвление в Польшу тоже будет строиться от "Дружбы", а не из Брод, как планировалось ранее",— говорит собеседник "Ъ". В прошлом году Кабинет министров одобрил законопроект о ратификации соглашения с правительством Азербайджана о транзите нефти. Договор предполагает прокачку уже в 2012 году 16-20 млн т каспийской нефти в Венгрию, Чехию и Словакию.
По мнению главного инвестстратега ФГ БКС Максима Шеина, проект поставок азербайджанской нефти в направлении Гданьска был рассчитан на то, что Азербайджан будет поставлять в Европу туркменскую и даже иранскую нефть. "Но поставки нефти из Ирана в Азербайджан пока под вопросом после взрыва Трансиранского нефтепровода и, соответственно, под вопросом поставки именно 20 млн т нефти из Азербайджана в Украину. Поставлять же меньше — нерентабельно, о чем ранее неоднократно заявляла польская сторона",— говорит господин Шеин. "Без поставок азербайджанской нефти проект строительства перемычки вообще лишается всякого экономического смысла",— соглашается аналитик ИК UPECO Александр Сиренко.
Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн также скептически воспринимает решение России строить нефтепровод в обход Украины. "Многое будет зависеть от позиции комиссариата ЕС по энергетике, потому что все работы должны вестись там. Как известно, в ЕС прохладно относятся к всевозможным российским проектам. Поэтому этот проект выглядит очень сомнительным",— отмечает он.
Олег Гавриш, Александр Черновалов; Александр Гудков, Москва