Первое заседание новоизбранного украинского парламента обещает превратиться в большой семейный праздник: народным депутатам не нужно будет дожидаться вечера, чтобы отметить получение мандата в кругу родных. Они уже окажутся под боком - или в том же сессионном зале Верховной Рады, или в Кабмине, расположенном фактически напротив здания парламента, или чуть дальше -в Администрации Президента на улице Банковой.
По подсчетам Корреспондента, сразу 45 нардепов, то есть 10%состава Рады нового созыва, имеют ближайших родственников - детей,братьев-сестер, мужей-жен, работающих в законодательных или исполнительных органах центральной или местной власти.
Подобной семейственности не было даже во времена президента Виктора Ющенко, который прославился тем, что окружал себя кумовьями, родными и друзьями.
“Сейчас у власти есть стремление сформировать династию: передавать элитный статус нардепа по наследству”, - считает политолог Владимир Фесенко.Причем говорит он это серьезным тоном, отметая любую возможность воспринять его слова в шутку. Да и до шуток ли, если цифры говорят сами за себя: чаще всего непотизмом,по оценкам Корреспондента, грешат представители Партии регионов (ПР) - каждый пятый регионал имеет властную родню. Оппозиционеров же, которые замечены в подобном, можно пересчитать по пальцам. Но это происходит не потому, что оппоненты Президента не любят протаскивать родню во власть, а просто из-за того, что сегодня они этой власти лишены.
Все лучшее - своим
Главный тренд выборов-2012 - они стали удачными для детей высших должностных лиц страны.
Вновь получил мандат народного избранника Виктор Янукович,младший сын Президента. В сессионном зале он встретится с впервые попавшим туда в статусе депутата Алексеем Азаровым, единственным отпрыском премьер-министра.Азаров-младший выиграл мажоритарные выборы в Донецкой области.
Компанию этим двоим в парламентской фракции ПР составит Артем Пшонка, сын Генпрокурора.
Из этой “счастливой троицы” Корреспонденту удалось пообщаться лишь с Пшонкой-младшим. В ответ на вопрос о его отношении к тому, что его воспринимают не как самостоятельного политика, а лишь как сына Генпрокурора, он коротко бросил: “Нормально [отношусь]. Я - сын своего отца”.
Не только детьми высших чиновников будет богата фракция регионалов в ВР нового созыва. Найдется место и другим разновидностям родственников.
Например, в Раду прошла по мажоритарному округу выдвиженка от Партии регионов Юлия Левочкина, сестра главы Секретариата Президента Сергея Левочкина.
Традиционно в парламентскую ложу ПР вместе усядутся братья Клюевы. Андрей Клюев пока что занимает пост главы Совбеза, но может променять этот статус на мандат, который ему положен как прошедшему по спискам партии власти. Сергей же Клюев забронировал себе кресло “под куполом”, победив на выборах по одному из мажоритарных округов Донецкой области.
Целую династию в новом парламенте составит клан Калетников.По итогам выборов, в Раду по спискам компартии попал Игорь Калетник, нынешний глава Гостаможни. А по мажоритарным округам обладателями мандатов ВР стали его отец Григорий Калетник и двоюродная сестра Оксана Калетник.
Неплохо пристроили своих мужей и некоторые известные женщины из лагеря регионалов. Так, в ВР прошла по партспискам ПР Инна Богословская. Она сможет вести семейную жизнь прямо в Раде со своим супругом - мажоритарщиком Владимиром Мельниченко. Когда журналисты телеканала ТВi попросили Богословскую прокомментировать семейный поход в политику, она вспомнила американскую историю.“Если бы вы забросали семью Кеннеди [династия американских политиков] вопросами:почему это разные братья и родители идут в политику, то вас в Соединенных Штатах бы не поняли”, - сказала депутатка.
“Делегировала” своего мужа в парламент, во фракцию ПР, также и Виктория Джарты, зампредседателя столичного Хозсуда и дочь покойного экс-премьера Крыма Василия Джарты.
Впрочем, не только регионалы окружили себя родными лицами в парламенте. Так, собственную семейную “фракцию” в Раде будет иметь Виктор Балога, глава МЧС. Он сам получил мандат, и то же самое удалось сделать его родному брату Павлу Балоге и двоюродному брату Василию Петевке. Еще один“бразер”, Иван Балога, продолжит депутатствовать в Закарпатском облсовете.
Появится в парламенте и одна радикальная семейная “ячейка” -речь идет о лидере ВО Свобода Олеге Тягнибоке и его брате-мажоритарщике Андрее.А еще оппозиция подарила Раде дуэт Табаловых: Андрей, нардеп-мажоритарщик, и его отец Александр, списочник.
Рекордсмены по родне
Когда Корреспондент собирал информацию о родственниках во власти,он открыл новый политзакон Украины: если в парламент по мажоритарному округу попадает политик от власти, значит, с большой долей вероятности можно говорить,что он имеет родню в местных исполнительных или законодательных органах.
Особенно часто это правило действует в Днепропетровской области.Так, в одном из местных избирательных округов победу празднует кандидат от ПР Александр Момот, у которого в Днепропетровском горсовете, во фракции регионалов,заседает сын Виталий Момот. Та же история и с депутатом Андреем Шипко: он победил еще в одном днепропетровском мажоритарном округе, а его брат Александр трудится плечом к плечу с Момотом-младшим в горсовете главного города области.
Подобный союз “мандат горсовета - мандат ВР” сложился в области и у супругов Ступак - жена Лидия депутатствует в Днепропетровске, а муж Иван прошел в Раду.
Общую тенденцию усиливает и пример регионала Олега Царева,победившего по итогам голосования в мажоритарном округе на Днепропетровщине. По совпадению, он имеет брата Михаила - депутата в местном облсовете.
В области есть еще одна пара: нардеп Николай Сошенко и его сын,областной депутат Кирилл Сошенко.
Не отстают от днепропетровских регионалов и их донецкие однопартийцы.
На Донбассе трудятся сразу пять родственников нардепов от ПР.Так, нардеп Борис Дейч победил в мажоритарном округе в Крыму, но его двое сыновей обосновались в Донецком регионе: Сергей - депутат фракции ПР Донецкого горсовета, а Владимир - депутат ПР облсовета.
В местном облсовете во фракцию ПР входят еще двое родственников видных функционеров партии власти: Валентин Лукьянов, отец нардепа Владислава Лукьянова, и Виталий Пригодский, сын нардепа Антона Пригодского.
в горсовете столицы шахтерского края во фракцию регионалов входит Андрей Ландык, сын нардепа от ПР Валентина Ландыка. Правда, семья Ландык на этих выборах понесла некоторые потери: в Раду решил больше не идти Владимир Ландик, брат Валентина Ландыка, и отец скандально известного Романа, депутата Луганского горсовета, избившего девушку.
Крепкими родственными связями обросла и Харьковская область.В горсовете бывшей столицы советской Украины, во фракции ПР, есть депутат Татьяна Чечетова-Терашвили. Она же - дочь Михаила Чечетова, нынешнего первого замглавы фракции ПР в парламенте, переизбравшегося и в новую Раду.
В число соратников Чечетовой-Терашвили попал 23-летний Никита Шенцев, член постоянной комиссии по международному сотрудничеству, инвестициям и спортивным имиджевым проектам. Его отец Дмитрий Шенцев стал нардепом по176-му мажоритарному округу Харьковской области.
А вот главный человек Харьковщины, губернатор Михаил Добкин,не захотел покидать свой пост ради служения народу в стенах украинского парламента. Да и зачем, если в ВР по одному из харьковских округов прошел его родной брат Дмитрий.
Все в своих руках
Корреспондент писал о родственных связях во власти два года назад, когда Виктор Янукович делал первые шаги на посту Президента. Уже тогда уровень проникновения непотизма в высшие органы госуправления был очень высоким. Но после выборов 2012 года оказалось, что традиция трудоустройства детей-братьев-сестер-жен-мужей в органы власти расцвела еще больше.
Эксперты объясняют это тем, что украинские политики и чиновники в первую очередь доверяют своим родственникам. “Лояльность в политике ставится выше, чем профессиональные качества”, - говорит политтехнолог Тарас Березовец, знакомый с внутренней кухней нынешней власти, так как работал на последних выборах на ПР.
Приоритет лояльности над всеми прочими характеристиками политолог Фесенко поясняет тем, что власть в Украине - это престижный статус,и, кроме того, инструмент, дающий возможность лоббировать собственные бизнес-интересы.
В некоторых развитых демократиях тоже есть или были политические династии - Кеннеди и Буши в США, братья Качиньские в Польше. Но так широко, как в Украине, непотизм, по словам экспертов, не представлен в других странах. И такое положение вещей не способствует улучшению качества отечественной политики,а наоборот, снижает его. “Это архаичная традиция, от которой мы должны отказываться”, - уверен Фесенко.
Судя по составу нового парламента, входить в число озвученных экспертом “мы” украинские власть имущие не собираются. Причем опыт показывает,что делают они это независимо от того, каким цветам отечественного политического спектра отдают предпочтение.
***
Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 9 ноября 2012 года.
|