На заседании в среду суд удовлетворил ходатайство стороны ответчика перенести слушания в связи с тем, что главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов находится в отъезде.
Евгений Джугашвили обратился в суд 19 декабря прошлого года. Поводом для этого стала фраза обозревателя "Эха" Матвея Ганапольского, прозвучавшая в программе "Перехват" 16 октября: "Сталин подписал указ, что можно расстреливать детей с 12-летнего возраста. Кто из ублюдков смеет сказать хоть слово в его защиту?".
Дело о расстрелах детей
В исковом заявлении Джугашвили не оспаривал определение "ублюдки", а возражал против фактической стороны заявления Ганапольского, исходя из того, что соответствующее постановление подписал не Сталин, а "советский президент" Калинин и предсовнаркома Молотов.
Сторона ответчика указывает, что ни одно важное решение в СССР не принималось без личного одобрения Сталина и предварительного обсуждения на заседании политбюро ЦК ВКП(б).
Постановление ЦИК и Совета народных комиссаров СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" предусматривало "применение всех мер уголовного наказания" к детям, начиная с 12-летнего возраста.
Формальным поводом для него послужила записка наркома обороны Ворошилова на имя Сталина, Молотова и Калинина от 19 марта, в которой он комментировал случай, когда девятилетний мальчик напал с ножом на сына заместителя прокурора Москвы Кобленца, и задавался вопросом, почему бы "подобных мерзавцев" не расстреливать?
Историки связывают появление документа с общим ужесточением репрессивного законодательства после убийства Кирова в декабре 1934 года, и видят его подлинное назначение в том, чтобы шантажировать подследственных "врагов народа" жизнью их детей.
На заседании суда 29 января редакция "Эха Москвы" представила архивные документы, свидетельствующие, что Сталин лично подписывал многочисленные директивы о расстрелах.
Венедиктов ранее выразил уверенность, что радиостанция выиграет дело, и заявил, что затеваемые Джугашвили тяжбы фактически ослабляют позиции сталинистов, поскольку их кумира признают преступником в судебном порядке, а не по решению партийных съездов или других политических инстанций.
Не первый иск
74-летний сын погибшего в 1943 году в немецком плену Якова Джугашвили не впервые судится с российскими либеральными СМИ, всякий раз оценивая честь и достоинство своего деда в 10 миллионов рублей, которые, по словам его адвоката Леонида Журы, в случае успеха намерен передать в некий фонд защиты чести и достоинства Сталина.
13 октября и 25 декабря прошлого года Басманный суд Москвы отклонил два его иска к редакции "Новой газеты", связанных со статьей Анатолия Яблокова о катынском расстреле "Виновным признан Берия", опубликованной в апреле прошлого года.
Ни на одном судебном заседании Джугашвили, проживающий в Тбилиси, лично не присутствовал.
Семейная история
Евгений Джугашвили - потомок Якова Джугашвили и Ольги Голышевой, с которой старший сын Сталина познакомился в Москве, куда она приезжала поступать в авиационный техникум.
По неизвестным причинам, их отношения расстроились еще до свадьбы, и Голышева вернулась к себе на родину в Урюпинск, где 10 января 1936 года родила мальчика. Сперва он носил фамилию матери, но через два года урюпинские власти по просьбе Якова Джугашвили выдали ребенку новое свидетельство о рождении.
Галина, дочь Якова Джугашвили и его законной супруги Юлии Мельцер, скончавшаяся в августе 2007 года, отказывалась признавать Евгения Джугашвили братом.
BBC
|