Верховная Рада Украины отложила планировавшееся ранее на эту неделю рассмотрение законопроекта о региональных языках. Одной из причин такого решения стало требование Меджлиса о предоставлении крымско-татарскому языку в Автономной Республике Крым статуса регионального наряду с русским. Украинские депутаты, оказавшись в непростой ситуации, решили, таким образом, взять тайм-аут.
Эксперты отмечают, что власть не была готова к такому повороту событий, хотя формально в законопроекте перечислены полтора десятка языков национальных меньшинств, которые могут стать региональными. То, насколько быстро Меджлис сориентировался в ситуации, свидетельствует о крайне напряженной атмосфере в Крыму, которая еще более усложнится в случае принятия нового закона, уверены эксперты.
Вчера один из сотрудников секретариата Верховной Рады подтвердил «НГ», что юридический процесс подготовки законопроекта к рассмотрению искусственно тормозится, отложено даже его рассмотрение профильным комитетом парламента. «Комитет по вопросам культуры и духовности возглавляют националисты, они вряд ли дадут положительную оценку документу. Однако и в рядах правящей коалиции нет единства по этому вопросу: на днях между представителями Партии регионов и коммунистами, с одной стороны, и членами Блока Владимира Литвина – с другой, произошла публичная склока. Соратники Литвина отказались голосовать за законопроект, настаивая на том, чтобы десяток разработанных к настоящему моменту разных вариантов закона о языках были переданы в Национальную академию наук для изучения и оценки», – рассказал собеседник «НГ». Он утверждает, что сложный вопрос был отложен, поскольку мог разрушить правящую коалицию.
Политолог Владимир Золотарев уверен, что нынешние закулисные конфликты – только начало проблем: «Любой вопрос, связанный с правами и интересами этнических групп, в любой стране порождает кризисы. Если Украине до сих пор удавалось счастливо избегать открытого противостояния, то закон о языках может подхлестнуть как сепаратистские настроения, так и политические спекуляции на этой теме». Говоря о требовании крымских татар, эксперт отметил, что в русле готовящегося законопроекта эти требования вполне законны, но реально невыполнимы. «Ведь на деле потребуется, чтобы все крымские чиновники свободно владели крымско-татарским языком и именно на нем общались с представителями крымских татар. Невыполнение этой нормы закона будет означать нарушение прав национального меньшинства, которое впоследствии может занять такую позицию: нас много, мы от вас отличаемся, вы нарушаете наши права или нас игнорируете – мы начинаем строить собственное государство».
Многие украинские эксперты напоминают, что неформальный парламент крымских татар еще в 1991 году принял Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа, в которой было сказано: «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве». В 2005 году крымские татары, поддержавшие Виктора Ющенко в период борьбы за президентский пост, отказались выполнить просьбу нового президента и отменить декларацию. А в прошлом году замглавы Меджлиса Рефат Чубаров заявил украинским СМИ, что народ не отказался от идеи самоопределения в будущем. Он напомнил, что в 2007 году ООН приняла Декларацию о правах коренных народов: «Положения документа свидетельствуют о том, что наш народ, созвав в июне 1991 году Курултай, вышел на верную дорогу, способную привести его к достижению своей цели».
Вчера, комментируя «НГ» ситуацию, руководитель Меджлиса Мустафа Джемилев заявил, что «таких настроений в среде крымских татар нет» и что вопрос о повышении статуса крымско-татарского языка в автономии никак не связан со сложной темой самоопределения. «Мы исходим из того, что мы – коренной народ Крыма, который не может быть лишен права на предоставление нашему языку статуса официального регионального», – сказал Джемилев, уточнив, что крымские татары не имеют ничего против того, чтобы русский получил такой же статус в автономной республике. Он поддержал заложенную в законопроекте идею о том, что украинский язык остается единственным государственным на территории всей страны.
Однако многие депутаты Верховной Рады опасаются, что в итоге роль государственного языка будет нивелирована, а попытки национальных меньшинств повысить статус своих языков приведут к множеству конфликтов и хаосу на уровне местных органов власти. Замглавы парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ольга Боднар отметила, что разработанный представителями правящей коалиции законопроект может нарушить равновесие в языковой сфере и впоследствии привести к росту сепаратистских настроений. В унитарном государстве главную роль должен играть государственный язык, а законопроект размывает эту норму, отметила она. Депутат считает, что авторы документа вообще извратили суть Европейской хартии о языках нацменьшинств, на базе которой они якобы строили свой законопроект: «В хартии речь идет о том, что государство должно поддерживать и защищать исчезающие языки национальных меньшинств. Например, языки ромов, караимов, других народов, проживающих в Украине. Но угроза исчезновения уж никак не грозит русскому – у нас до 90% газет, журналов, теле- и радиопрограмм выходят на русском языке, даже в украинских школах и детсадах, не говоря уж о вузах, значительная часть учителей не владеет украинским языком, а поэтому преподавание де-факто ведется на русском».
С коллегой согласен Джемилев. Он отметил, что сейчас до 90% крымско-татарских детей школьного возраста вынуждены учиться в русскоязычных классах и школах. «В некоторых из них есть классы с крымско-татарским языком обучения, но они практически ничего не дают». Представители двух фракций правящей коалиции уверяют, что разработанный законопроект призван как раз урегулировать ситуацию. Однако они не дают ответа на вопрос, есть ли у государства ресурсы для того, чтобы обучить и переподготовить армию чиновников и преподавателей, организовать печать документов на региональных языках, а также предотвратить противостояние между разными национальными группами, которые неизбежно будут конкурировать в языковой сфере.
Политолог Золотарев уверен, что таких ресурсов нет: «Но я подозреваю, что Партия регионов изначально не ставила цель утвердить столь опасный закон, а только сделала вид, что предпринимает попытку утвердить его. Президент Янукович ведь давно обещал повысить статус русского – вот они и продемонстрировали накануне выборов в местные органы власти, что делают все, что могут. Кроме того, языковой вопрос у нас традиционно рассчитан на внешнюю аудиторию, и на этом политики много лет спекулируют – кто как может».
http://www.ng.ru/cis/2010-09-23/1_kiev.html
|